Перейти до змісту
Український політичний форум

Смотри в корень.


Петр

Рекомендовані повідомлення

Да Опиаха, любят хохлы считать чужие деньги

тупой русский пасивный быдло пидарас черчиль - снова постишь великосодержательные посты уровня - тут был я - русский быдло пидарас
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • 2 місяця потому...
  • Відповідей 2,4 тис
  • Створена
  • Остання відповідь
  • 2 тижня потому...

Украина—ЕС: проблемы интеграции

 

Павел Гайдуцкий

 

 

В марте в еженедельнике ZN.UA была опубликована статья "Украина — Таможенный союз: проблемы интеграции" по результатам исследования Института стратегических оценок (ИСО) при Президентском фонде Леонида Кучмы "Украина".

 

Статья вызвала неоднозначную реакцию. Сторонники европейского выбора высоко оценили аргументированность исследования, а у симпатиков Таможенного союза именно это, очевидно, и вызвало наибольшее раздражение. Однако в таком же контексте объективности и аргументированности ИСО выполнил и второй этап исследования — на тему: "Украина—ЕС: проблемы интеграции".

 

Интеграционные проблемы ЕС

Украине крайне необходимы устойчивый рост экономики и повышение благосостояния народа, и достичь этой цели она рассчитывает на пути евроинтеграции. Но оказывается, что евроинтеграционные успехи не настолько значительные, что обусловлено наличием у ЕС ряда проблем интеграционного характера.

 

Ослабление потенциала экономического роста

В 60-е годы ХХ в. среднегодовой прирост ВВП в евросообществе составлял 8,7% и был значительно выше, чем в мире в целом. В 70–90-е годы прирост ВВП в евросообществе существенно уменьшился и стал ниже, чем в целом в мире. С начала ХХІ в. динамика прироста ВВП упала до 1,4% и стала почти вдвое ниже, чем в мире.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Для Украины очень интересен евроинтеграционный опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Вступление в ЕС стран ЦВЕ, очевидно, должно было ощутимо повлиять на их экономическое развитие, как они и рассчитывали. Но этого не произошло. Среднегодовые темпы прироста ВВП в странах ЦВЕ за период их членства в ЕС (2005–2012 гг.)1 оказались значительно ниже, чем за такой же период до вступления в ЕС (1997–2004 гг.). Особенно большие потери динамики наблюдались в странах Балтии, Словении и Венгрии. За восемь лет до вступления в ЕС в этих странах среднегодовые темпы прироста ВВП составляли от 4 до 7%, а после вступления — от 0,4 до 4%, т.е. втрое ниже.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В отдельных странах Евросоюза проблемы оказались еще серьезнее. Так, в Греции за 20 лет до вступления в ЕС среднегодовой прирост ВВП был (6,8%) даже лучше, чем в странах евросообщества в формате того периода. Однако после обретения членства в ЕС экономика Греции первые десять лет еле сводила концы с концами: прирост ВВП за период с 1981-го по 1990 г. составил всего 0,7% и был втрое ниже, чем в ЕС-15. Сегодня Греция переживает еще больший экономический спад, чем после своего вступления в ЕС. Следовательно, негативные последствия вступления в ЕС могут носить как краткосрочный, так и продолжительный характер.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Снижение динамики внешней торговли и инвестиций

В странах ЦВЕ после их вступления в ЕС особых сдвигов во внешней торговле не произошло.

За восемь лет после вступления по сравнению с аналогичным периодом перед вступлением среднегодовые темпы прироста внешнего товарооборота в странах ЦВЕ даже снизились. Между тем в мире в целом внешняя торговля за эти годы существенно выросла. Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны ЦВЕ за годы их пребывания в ЕС (2005–2012 гг.) по сравнению с аналогичным предыдущим периодом тоже существенно ухудшилась и была значительно хуже, чем в мире в целом. Итак, инвестиционный феномен евроинтеграции не следует воспринимать однозначно.

Долговой кризис и дискредитация интеграционного имиджа

После 1990 г. уровень государственного долга к ВВП в еврозоне возрос в 1,5 раза. Это самые высокие темпы роста среди стран ОЭСР. Ухудшилась ситуация с государственными долгами и в странах ЦВЕ: с началом кризиса они выросли с 38 до 49% ВВП, а в Венгрии — до 80% и уже превысили Маастрихтский критерий. Характерно, что в тех странах ЕС, в которых был высокий уровень государственного долга к ВВП, был и высокий дефицит государственного бюджета. Следовательно, долговой кризис в значительной степени обусловил бюджетный кризис. Увеличение государственных долгов и снижение темпов роста ВВП в ЕС свидетельствуют о "старении" потенциала экономического развития.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Несоблюдение Маастрихтских критериев

Все 20 лет внедрение Маастрихтских критериев в странах ЕС происходило очень медленно. За это время они нарушались в почти половине стран ЕС и трети стран еврозоны. После 2000 г. в еврозону начали входить страны, в которых макроэкономические показатели значительно превышали критерии. В 2001 г. Греция вошла в еврозону с дефицитом государственного бюджета 4,5% ВВП, а в 2007 г. нарастила его до 6,5%. Практически все годы пребывания в еврозоне показатели Греции превышали Маастрихтские критерии, и довольно существенно. Складывается впечатление, что никто от Греции этого и не требовал. Да и не только от Греции.

Офшоризация и тенизация капитала


Уровень финансовой офшоризации и тенизации в ЕС, как это ни удивительно, вдвое выше, чем в неевропейских странах — членах ОЭСР (рис. 2). За годы кризиса динамика движения капитала в еврозоне резко изменилась с положительного сальдо (чистого притока) на сумму 181 млрд евро в 2007 г. на отрицательное сальдо (чистый отток) на сумму 313 млрд евро в 2012 г. Эта "финансовая болезнь" ЕС быстро распространилась и на новых членов ЕС. Во многих странах ЦВЕ отток капитала уже превышает половину внешнего долга, а в Венгрии — его общую сумму. Офшоризация и тенизация капитала вместе с ростом долговой зависимости в ЕС существенно снижает его интеграционную привлекательность.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Социальная перегрузка


Кризис 2008 г. выявил серьезные диспропорции в социальной сфере стран ЕС, и особенно еврозоны. В последние 20 лет это стало следствием опережающих расходов на социальное развитие при торможении экономики. Основная причина социальной перегрузки — завышенная оценка рабочей силы. По уровню соотношения к ВВП в большинстве стран ЕС рабочая сила переоценена. В частности, в шести странах ЕС, широко использующих так называемую шведскую модель социализма (Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Финляндии), рабочая сила очень переоценена. Еще в десяти странах ЕС рабочая сила просто переоценена. Только в странах ЦВЕ рабочая сила недооценена. Во многих странах ЕС расходы на социальную защиту населения и социальные пособия составляют от трети до половины ВВП на жителя. И, как ни странно, среди лидеров — страны с высокой долговой нагрузкой: Греция, Италия, Португалия, Ирландия. У них госдолг больше ВВП, а социальные расходы превышают его половину.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Организационно-политические проблемы


Недавно президент Европейской комиссии Ж.Баррозу, выступая в Европейском парламенте, призвал к созданию "демократической федерации национальных государств". Однако этот призыв выглядит очень декларативным на фоне усиления кризиса доверия стран к политике ЕС. Уровень доверия к ЕС упал до исторического минимума даже в тех государствах, которые традиционно выступали за общую Европу. Это касается уже не только Великобритании или Испании, но и Германии и Франции (рис. 3).



Страны, которые когда-то были двигателем европейской интеграции, теперь по сути стали ее тормозом. Позиции Берлина и Парижа сегодня, как никогда, полярны. Например, Германия настаивает, чтобы Брюссель мог контролировать национальные бюджеты, чего не поддерживает Франция. Вместе с тем Франция за "коммунизацию европейского долга", против чего категорически выступает Германия. Последняя считает, что без наднационального контроля над национальными бюджетами политика "коммунизации европейского долга" утопична. Эти споры существенно снижают интеграционный имидж ЕС.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Интеграционная привлекательность ЕС для Украины

Несмотря на значительное ослабление за последние десятилетия интеграционного потенциала ЕС, он остается еще очень привлекательным для Украины. Эта привлекательность многоаспектная: общеэкономическая, инвестиционная, инновационная, модернизационная, миграционная, социальная, цивилизационная и т.д.

В преодолении
экономической отсталости

Экономическая привлекательность Евросоюза для Украины заключается, прежде всего, в возможности приобщиться к высокой культуре эффективного рыночного хозяйствования и поднять на такой же уровень собственную экономику. Европа представляет собой один из масштабных платежеспособных и инновационных рынков, освоить и заполнить который пытаются многие страны мира, в т.ч. США, Япония, Китай, Индия, Бразилия, Россия. Инновационность производства в ЕС превышает 75%. Такого потенциала евроинтеграционной привлекательности не может достичь никто.

ЕС — это территория высокоэффективной инновационной экономики. Средний показатель ВВП на жителя в ЕС почти в восемь раз выше, чем в Украине, и в 2,5 раза — чем в России. В ведущих странах ЕС уровень экономического развития еще выше.

Самым характерным показателем эффективности экономики традиционно считается производительность труда. По этому показателю ЕС, особенно его ведущие страны, занимает первые позиции в мире. Производительность труда в еврозоне в 2,5 раза выше, чем в России, и в четыре раза — чем в Украине.

Средний уровень энергоэффективности экономики в ЕС втрое выше, чем в России, и вчетверо — чем в Украине. В ведущих странах ЕС показатели еще лучше. Сегодня ЕС — лидер в мире по развитию так называемой зеленой энергетики и дает свыше 40% мировой возобновляемой энергии.

Следовательно, экономическая модель ЕС и уровень ее эффективности — это рубеж, имеющий высокое мотивационное значение для Украины, ценный опыт для ее развития.
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.


×
×
  • Створити...