Перейти до змісту
Український політичний форум

Реформы


Гість korin

Рекомендовані повідомлення

Во-вторых,

различна мощь исторической памяти народов. Письменная история Китая насчитывает 40 веков. Несравненна по своей продолжительности и преемственность поколений. Потомки Конфуция, жившего в 551-479 годах до н.э., и в наши дни четко представляют себе развитие всех поколений после кончины Конфуция и более десяти до его рождения. Наличие родословной в семье - явление обычное и, можно сказать, непременное.

 

Письменной истории России немногим более десяти веков. Семейная память редко выходит за рамки трех-пяти поколений. Да и понятия родства в наших странах различаются на порядок.

В России родственниками редко считаются трех- и четвероюродные, в Китае родственники - это 10-20 ветвей семьи. Например, "16-я тетя" в Китае - это близкий родственник. Этим, в частности, объясняется живучесть кланов и сила кровно-родственных отношений.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • Відповідей 37,6 тис
  • Створена
  • Остання відповідь

В-третьих, Россия и Китай разные по своей величине. В России население - около 150 миллионов человек, в КНР - свыше 1,2 миллиарда. Одно дело, когда исторический процесс протекает в малой стране, другое - в крупной, но совсем иное - в сверхкрупной державе. Россия и КНР - в этом отношении страны разных "весовых категорий": Китай несомненно является сверхкрупным государством.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В-четвертых,

каждая страна имеет свои неповторимые культурно-исторические доминанты развития.

Например, неизгладимый отпечаток на развитие Китая накладывает диалектное разнообразие и иероглифическая письменность. Различия между диалектами китайского языка заметно больше, нежели, скажем, различия между русским, украинским и белорусским языками.

Иероглифическая письменность обеспечивает связь между диалектами. Отказаться от нее пока не представляется возможным, а это обстоятельство требует от каждого грамотного человека таких усилий, какие не нужны в России и во многих других странах. Поэтому, в частности, в Китае столь трудно решается проблема всеобщей грамотности.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В России проводное радиовещание в 20-30-х годах способствовало практически полному устранению диалектов русского языка из жизни российского общества. Развитие экономики довершило быструю унификацию русского языка на всем пространстве страны. Русский язык стал языком общения во всех регионах страны, за исключением национальных окраин. В Китае на большей части территории страны в повседневной жизни общества господствуют национальные языки разных этносов.

 

Далее, в России давно сложилась всеобщая грамотность населения, несколько поколений получили полное среднее образование. В Китае доля неграмотных и малограмотных старше шести лет составляет почти 63 процента.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В-пятых,

Россия и Китай находятся на разных уровнях экономического и культурного развития. Россия пережила эпоху индустриализации. В стране сложилось городское общество. КНР находится на этапе индустриализации. Преобладающая часть населения проживает в сельской местности - там занято более 68 процентов всех работающих. Сельское население КНР в 5,7 раза больше всего населения России!

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В-шестых,

России и КНР приходится решать не совсем одинаковые проблемы развития. Например, Россия из-за недостатка трудовых ресурсов уже на протяжении нескольких десятилетий вынуждена искать пути перехода на интенсивный путь развития.

В КНР из-за гигантских резервов рабочей силы приходится выбирать пути оптимального сочетания экстенсивного и интенсивного путей развития.

Только в сельской местности, по мнению китайских специалистов, из-за дефицита пахотных площадей от 100 до 200 миллионов человек не имеют постоянного источника доходов. Этот людской потенциал сопоставим с численностью всего населения России.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

ЧЕРЕЗ НЕУДАЧИ, ПРОСЧЕТЫ И ОШИБКИ

 

Сравнению реформ в России и КНР посвящена довольно большая литература. Ее содержание, естественно, менялось в зависимости от переживаемого нашими странами момента.

До 1993 года в центре внимания исследователей стоял вопрос: почему в Китае реформы идут успешно, а в России - нет.

 

На этот вопрос, как правило, давался один ответ: потому что в Китае начали с экономических реформ, а в России - с политических.

 

Однако очень мало аналитиков задавалось вопросом: почему это так, а не иначе? Почему в КНР удалось начать с экономических реформ, но в России не удалось?

 

Еще меньшее число аналитиков смогло дать ответ на этот вопрос.

 

Главная причина тому простая - анализ реформ производился вне исторического контекста. То есть «искали меч, упавший в воду, по зарубке на борту лодки».

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Датировать начало реформ в КНР принято 1978 годом. С политической точки зрения, это правильно.

 

Именно III пленум ЦК Компартии Китая одиннадцатого созыва, состоявшийся в конце 1978 года, принял решение о проведении реформ и политики открытости. Но, с исторической точки зрения, необходимо учитывать весь предшествующий ход событий в стране.

 

 

В КНР прошли бурные "большой скачок", "культурная революция", нанесшие гигантский ущерб обществу и экономике. "Большой скачок", по данным китайских авторов, унес жизни 31 миллиона человек.

Мало кто за рубежом осознал, что в действительности означала "'культурная революция": в ходе нее в той или иной форме, как говорят в Китае, пострадало порядка 100 миллионов человек. Те времена надо было пережить, описать их очень трудно.

Страна выдержала драматичный период длительной политической борьбы, охватившей вторую половину 60-х и первую половину 70-х годов. Прошли бурные 1976-1978 годы, когда после кончины высших лидеров - Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая, Чжу Дэ - в стране развернулась борьба за главные посты в партии и государстве.

 

В те годы произошло размежевание политических сил. Объединились все силы общества, выступавшие против теории и практики "классовой борьбы", за стабильное экономическое развитие. Сложилось реформаторское ядро в руководстве партии и государства. Наиболее активные сторонники леворадикального пути развития в основной своей массе были репрессированы и устранены с политической арены.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

К тому времени выяснилось, что около трети населения страны оказалось на грани выживания.

 

В города вернулись 20 миллионов выпускников школ и бывших студентов, высланных в начале 70-х годов в деревни, сотни тысяч репрессированных членов КПК, работников умственного труда.

 

Они вернулись к родным очагам, полные чувства горечи за потерянные годы, унижения, с жаждой мщения, но и умудренные знанием жизни народа.

 

Необходимость поиска новых путей развития была осознана подавляющей массой политиков, пришедших к ощущению бессмысленности и краха марксистского догматизма, равно как теоретических обоснований законов "культурных революций", сформулированных Мао Цзэдуном.

 

Политическая и интеллектуальная элита созрела для понимания неизбежности прагматического подхода к реализации идей социализма в отсталой стране, выбору путей и методов улучшения жизни народа. Дэн Сяопин выступил выразителем их взглядов и получил мощную поддержку в обществе.

 

Иными словами, переход к реформам в КНР был политически и идеологически подготовлен предшествующими событиями, стал социально неотвратимым.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В России ничего подобного не произошло.

 

Процесс размежевания политических сил только начался в 1985 году.

 

Гласность, а не жестокая реальность десятилетий политической борьбы, способствовала выявлению проблем и противоречий развития, ускорила процесс общественного самопознания.

 

Только с этого времени общество начало постепенно осознавать полную несостоятельность ортодоксального коммунизма и антинародную сущность режима.

 

 

При этом его сторонники не подверглись силовому изгнанию с политической арены, политическим репрессиям.

 

 

 

Население не было отброшено за грань физического выживания, а массовые репрессии сталинских времен давно ушли в прошлое.

 

Гласность породила в обществе великие ожидания и светлые надежды на возможность быстрых и радикальных перемен.

 

Поэтому Россия никак не могла начать с экономических реформ.

 

Неудачи, просчеты, ошибки в проведении реформ вызвали не менее резкую смену оптимистического настроя общества на пессимистический.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Строго говоря, в КНР в 1978-1984 годах произошли события, достойные быть названными политической революцией.

 

Подавляющее большинство исследователей явно недооценили их. В те годы мощный подъем крестьянского движения смел социалистические порядки в деревне.

Крестьянство, доведенное до отчаяния своим бедственным положением, объединенное идеалами уравнительного распределения земли, заставило КПК уступить своим требованиям.

 

После нескольких лет колебаний Компартия Китая вынуждена была согласиться и с уравнительным распределением земли, осуществленным крестьянством, и с ликвидацией прежней системы коллективных хозяйств.

В стране были распущены "народные коммуны" и их подразделения, являвшиеся важным элементом политического и экономического строя общества.

Были возрождены волостное административное деление и волостные правительства, в деревнях образованы комитеты сельских жителей.

 

При этом принципиально важно то, что, во-первых, начало реформ было положено небывалым по своим массовости и единодушию крестьянским движением, а во-вторых, КПК не только осталась руководя щей силой общества и государства, но ей удалось записать в свой актив перемены в жизни крестьянства и в политическом строе общества. КПК в отличие от КПСС смогла выступить инициатором и организатором обновления.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В России путь к экономическим реформам открылся только в 1991 году. Первичное размежевание политических сил произошло в августе 1991 года. В специфической обстановке провала августовского путча КПСС была сметена с политической арены, но одновременно распался Советский Союз. Реформаторское крыло заняло господствующее положение в высшем руководстве страной, но на местах прежняя политическая элита сохранила свои позиции. Руководству России пришлось действовать в совершенно новых государственных и экономических условиях. Возникла Российская Федерация, которой еще только предстояло сформировать государственный строй. Этот процесс уже занял полные пять лет, но строительство основ нового государства пока не завершилось.

 

В январе 1992 года в России началась экономическая реформа. Началась не потому, что она была подготовлена, а потому, что экономически иного пути уже не существовало.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В январе 1992 года в России началась экономическая реформа. Началась не потому, что она была подготовлена, а потому, что экономически иного пути уже не существовало.

это ложь
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Согласна.

Но там так написано

А сама Жирафа дура. Видно, гормоны продолжают бабушке Жирафе строить свои козни. :D
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

БОЛЕЕ РЫНОЧНАЯ СТРАНА

 

Старт экономических реформ обычно Связывают с именем Е. Гайдара и "шоковой терапией". Не будем обсуждать роль Е. Гайдара и детали "шоковой терапии", разбирать существующие оценки как действий, так и последствий реформаторских начинаний, так как в данном случае не в этом заключается суть дела. Важно другое: всего за два-три года по развитию рыночных отношений Россия превзошла реформаторские достижения КНР .

 

В этой связи нельзя не заметить, что в КНР не совсем правильно поняли и расценили смысл и результаты "шоковой терапии" в России. Ее до последнего времени китайские аналитики в большинстве своем воспринимали лишь как освобождение цен. На самом же деле произошли более широкие и масштабные изменения.

 

Во-первых, экономическая роль государства, резко сузившаяся в 80-е годы, была сокращена еще более. Фактически государственная система непосредственного управления экономикой рухнула до 1992 года. После 1992 года решена (хорошо или плохо - это другой вопрос) проблема отделения органов власти от предприятий. Органы власти в России не управляют более предприятиями прямо и непосредственно. Над решением этой задачи китайские ученые и практики бьются с 1984 года, оно не найдено и доныне. Эксперименты в этой области намечено проводить еще ряд лет. Управляемость экономикой в КНР со стороны государства несравненно выше, чем в России, но это обстоятельство отнюдь не является препятствием для образования разного рода диспропорций в народном хозяйстве, ослабления макро- и микрорегулирования, расхищения государственной собственности и роста коррупции, не способствовало оно и повышению экономической эффективности производства в государственном секторе.

 

Во-вторых, в России осуществлено крупное по масштабам разгосударствление. Прошли "малая" (магазинов, кафе, столовых и других небольших хозяйственных организаций) и первый этап "большой" (заводов, фабрик, горнорудных и иных крупных и средних предприятий) приватизации. Этот процесс охватил почти 118,8 тысячи предприятий, в том числе в 1991-1992 годах 48,3 тысячи, в 1993 - 40,5, в 1994 - 23,8 и в 1995 году -6,2 тысячи предприятий, или 56,7 процента общего их количества^. В целом по России на 1 января 1996 года приватизировано 84,3 процента объектов "малой" приватизации, в том числе 46,2 процента объектов торговли, 11,8- общественного питания, 26,3 - объектов бытового обслуживания населения.

 

Из общего количества приватизированных предприятий за 1991-1995 годы 23,1 процента находились в федеральной собственности, 12,5-в собственности субъектов федерации и 64,4 процента - в муниципальной собственности.

 

Слово "приватизация" в русском языке применяется в более широком смысле, чем в китайском - "сы-юхуа", означающем только собственность частных лиц. Приватизация по-русски может охватывать и создание товариществ и обществ с ограниченной ответственностью, и акционерных компаний открытого и закрытого типа. Характерно, что средства населения сравнительно мало участвуют в процессе приватизации. Если из общего количества принятых заявок на всероссийских и межрегиональных специализированных аукционах на приобретение акций около 11 процентов пришлось на долю юридических лиц, 87,6 процента - физических лиц и 1,7- нерезидентов, то по сумме поступивших денежных средств в результате торгов их удельный вес составил соответственно 65,5; 12,4 и 22 процента.

 

 

Аналогичный процесс происходит и в КНР, хотя государственный сектор продолжает играть ведущую роль. В России на долю государственной собственности в промышленности приходится, по разным подсчетам, намного меньше 50 процентов. В торговле и в сфере обслуживания эта доля является совсем незначительной. Главная проблема заключается в устранении допущенных просчетов и недостатков, в отработке методов дальнейшей приватизации. В КНР также идет поиск конкретных ее форм и методов. До последнего времени развитие шло за счет не столько реформирования государственной собственности, сколько увеличения количества смешанных и частных ее форм. При этом, как и в России, происходит гигантское расхищение государственного достояния, воровство и коррупция на почве своекорыстного обмена власти на собственность и т.п. И в этой области проблемы России и КНР аналогичны, российская действительность, может быть, лишь более рельефно и масштабно обозначила трудности процесса разгосударствления.

 

В-третьих, в России практически все предприятия и хозяйственные организации оказались сразу и полностью поставленными в рыночные условия хозяйствования. Планы предприятий, их экономические связи, цены на продукцию - то есть практически все внешние и внутренние условия хозяйствования стали определяться рынком. Примерно 95 процентов цен являются абсолютно рыночными. В Китае государственное ценообразование сохраняется на узловые виды промышленной продукции и основные продукты сельского хозяйства, продолжает действовать, хотя и на суженной базе, государственное материально-техническое снабжение. Вместе с тем, Россия и КНР не смогли пока решить задачу выработки государством действенной антимонопольной политики, экономических методов воздействия на рыночное ценообразование, особенно в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте.

 

Характерной особенностью российских рыночных структур является их двойственность. С одной стороны, они осуществляют свою деятельность в специфических условиях бывшей плановой экономики с ее централизованным распределением всех видов ресурсов, выдачей плановых кредитов, налоговых и прочих льгот, а с другой - в условиях рыночной экономики с ее реально действующими товарно-денежными отношениями. В КНР эта двойственность выражена еще более четко и масштабно.

 

В России ситуация на рынке определяется сосуществованием нарождающегося и пока еще слабого конкурентного капитала, способного работать без государственного протекционизма, чиновничьей опеки, специальных постановлений, налоговых и прочих льгот, с одной стороны, и неконкурентного капитала, паразитирующего на политической ситуации, государственной собственности, государственном вмешательстве в экономику, на связях с чиновничеством, с другой. В КНР эта ситуация выражена несравненно более ярко и усиливается противостоянием частного и государственного капитала, противоборством отраслевых, региональных политических и хозяйственных элит.

 

В-четвертых, в России возник и получил быстрое развитие негосударственный финансовый сектор. Коммерческие банки и иные финансовые институты акционерного и частного характера заняли важные позиции в экономике. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 года. В 1991 году их количество достигло 1300, на 1 января 1993 года - 1713, соответственно на ту же дату в 1994 году-2019 с 4539 филиалами. Они начинают постепенно завоевывать доверие населения. Если на 1 января 1993 года им доверили свои деньги 9,6 процента всех вкладчиков, то через год - 38,7 процента. Появились товарно-сырьевые биржи, фондовый рынок, рынок капиталов и другие.

 

 

В-пятых, в России скачкообразно развился частный сектор, прежде всего в торговле и сфере услуг, где он занял господствующие позиции. В КНР частный сектор получил значительное развитие, и также прежде всего, в торговле и сфере услуг. При этом господствующие позиции в них продолжает занимать государственный сектор. Вместе с тем, в КНР получили большое развитие предприятия смешанных форм собственности (государственно-коллективные, разного рода коллективные и коллективно-частные предприятия, предприятия с китайским и иностранным капиталом), в том числе акционерные, а также предприятия иностранного капитала, функционирующие в "чисто" рыночных условиях. Общая численность их персонала возросла с 437 тысяч человек в 1985 году до 7,47 миллиона в 1994 году. Кроме того, в городах и поселках число занятых увеличилось за те же годы с 4,5 почти до 15,6 миллиона человек. Эти две группы городских трудящихся в сумме меньше числа работников аналогичных секторов в России, хотя численность экономически активного несельскохозяйственного населения намного больше, чем в России. В России численность рабочих и служащих в негосударственном секторе, на совместных предприятиях и предприятиях смешанных форм увеличилась с 12,5 миллиона в 1990 году до 45,8 миллиона человек в 1993 году.

 

В-шестых, принципиально изменилась степень открытости экономики России. Россия более открыта внешнему миру, нежели КНР, в стране меньше, чем в КНР, структур, занимающихся регулированием внешнеэкономических и культурных связей. В результате в Россию хлынул поток товаров из самых разных стран, в том числе из Китая. В стране стихийно возникла невидимая, но вполне осязаемая планка конкурентоспособности для отечественных товаропроизводителей. Каждое предприятие получило, по сути, сводные чисто рыночные ориентиры для своего развития, состоящие из показателей качества, внешнего оформления, упаковки, цен и оказалось перед дилеммой: либо выйти на уровень зарубежных аналогов и превзойти их, либо погибнуть.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

БЕСПЛАТНЫЙ ГИГАНТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

То, что обобщенно называется часто "шоковой терапией", обеспечило скачок России от одного к качественно иному состоянию экономического строя. По сути, глубокие перемены в жизни как бы свидетельствовали о намерении части общества одним махом разрушить сложившиеся в прошлом культурно-исторические доминанты развития. Из сказанного следует также следующий важный вывод: ни медленный, как в КНР, ни быстрый, как в России, ход преобразований не гарантирует общество и государство от проблем и противоречий, от многочисленных, порой весьма суровых трудностей, связанных с рождением новых общественных отношений. Более того, создается впечатление, что реформы, затронувшие глубинные культурно-исторические основы общества и государства, по достижении определенных пороговых значений начинают топтаться на месте, их дальнейшее проведение сталкивается с чрезвычайными сложностями.

 

Выход из создавшегося положения ни в России, ни в КНР не найден. Видимо, необходим достаточно продолжительный период для устранения элементов несовместимости прежнего и нового хозяйственных механизмов, освоения всеми слоями общества новых экономических реалий, их подгонки либо переработки под отношения, привычные обществу и государству.

 

Ныне можно с полным основанием сказать, что все проблемы и противоречия реформирования, выявившиеся в России, сродни китайским и наоборот. Россия - это гигантский эксперимент реформирования, бесплатный для КНР. Соответственно, КНР - еще более масштабный эксперимент, бесплатный для России. Проблемы, пути, формы и методы разгосударствления, акционирования, приватизации, создания фондового и иных рынков, макро- и микрорегулирования, как и многие другие, в России и КНР на данный момент аналогичны. Возникло гигантское творческое пространство, на котором идет активный поиск оптимального реформирования, происходит накопление коллективного исторического опыта. Успех будет способствовать тому, кто займется изучением и осмыслением опыта соседа и обогащением на этой основе собственной деятельности.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Быстрые и глубокие перемены базисных экономических отношений в России имели свои положительные и отрицательные стороны. Управленческие структуры, законодательство, предприятия, государство, а главное люди оказались не в состоянии немедленно и в полном объеме воспринять рыночные условия хозяйства и приспособиться к ним. Возник хаос, который невозможно ликвидировать в короткий промежуток времени. Необходимы годы, чтобы новые проблемы и противоречия развития, частные и общественные интересы, социальные чаяния и ожидания обрели четкие контуры, были осмыслены обществом и воплощены в политические программы и действия государства.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Реформаторы рассчитывали, -без всяких на то оснований, - что требования рынка сразу же заставят предприятия и население действовать рационально, активно использовать возможности, предоставляемые рыночными отношениями. При этом экономика и рынок рассматривались ими обособленно от остальных сфер жизни общества и государства. По сути, абсолютизировалась роль "невидимой руки" рыночного механизма. В действительности только часть населения сразу приняла рыночные условия жизни и приступила к их освоению. Если численность одних только мелких торговцев - "челноков" -оценивается в 10-20 миллионов человек, то легко представить, сколь масштабно общество начало включаться в реальные рыночные отношения, проявляя смелость и находчивость в предпринимательстве, беря на себя ответственность и учитывая риск каждого хозяйственного решения. Однако большая часть предприятий, управленческих кадров России оказались существенно более консервативными. Они не смогли сразу перейти на рыночные условия хозяйства.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Масса населения, прежде всего работники бюджетной сферы, пенсионеры и другие представители социально незащищенных слоев населения, не в состоянии обойтись без патерналистской опеки государства. Тем более, что государство, начав внедрение рыночных отношений "сверху", отнюдь не пошло на создание простора в творчестве новой жизни "снизу". Были последовательно нанесены удары по начавшемуся было развиваться кооперативному, затем фермерскому движениям, позже - по "челнокам". Практически блокируется, вопреки официальным заявлениям, развитие малого и среднего предпринимательства. Государство последовательно всей мощью политического давления ставит общество на уготованное ему традицией подчиненное место.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Закономерно, что 1994-1996 годы явились в России периодом не движения вперед по пути реформ, а дезорганизации экономики. Наступила пора нового политического размежевания. В последние годы состоялись три общегосударственные избирательные кампании. Они, в частности, показали, что общество еще не вполне осознало насущные проблемы и противоречия своего бытия. Об этом может свидетельствовать многочисленность общественно-политических образований, заявивших о своем праве участвовать в избирательных кампаниях, - почти 300. Столь великое разнообразие социальных интересов на самом деле невозможно: эта множественность - свидетельство сложных турбулентных движений в обществе. Избиратели недвусмысленно высказались за необходимость продолжения рыночных преобразований на президентских выборах, но отдали большую часть голосов консервативным силам и политикам на выборах ГосДумы.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Возникает вопрос: что лучше - сравнительно медленный, постепенный характер реформ в КНР или быстрый, скачкообразный - в России? На первый взгляд, ответ ясен: конечно, лучше неспешное реформирование в КНР. Подобный ответ часто можно услышать из уст политиков и аналитиков. Основания для него прежде всего черпаются в простой констатации: в КНР происходит быстрый рост производства, а в России - падение. В KHP у подавляющей массы населения уровень жизни повысился, но в России значительная часть населения стала жить хуже.

 

На самом деле вывод не может быть столь однозначным и категоричным.

 

Во-первых, надо разобраться с тем, какова цель реформ, то есть, тем самым, определить критерии оценки. Создание рынка? Допустим. А зачем нужен рынок? Для увеличения производства, повышения его эффективности? А это зачем? Чтобы больше потреблять? Потреблять, потреблять, потреблять... Больше, еще больше... Но природные ресурсы планеты не бесконечны. В Китае эта проблема носит особенно острый характер, так как объем важнейших невозобновляемых природных ресурсов в расчете на душу населения существенно ниже среднемирового уровня.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Во-вторых, развитие реформ в России и КНР происходило в совершенно разной политической и экономической ситуации, исключающей правомерность самой постановки вопроса: что лучше?

 

В КНР распространение в деревне подворного подряда сразу же обеспечило быстрое наращивание сельскохозяйственного производства. Государство на этой основе в 1979-1984 годах смогло резко ускорить производство товаров народного потребления. В результате реформы в стране начались в условиях растущего наполнения рынка товарами, в том числе товарами, ранее совершенно неизвестными населению - телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами, холодильниками, стиральными машинами, современной мебелью, и т.д.

В России руководство Горбачева-Рыжкова попыталось сконцентрировать гигантские ресурсы на подъеме машиностроения. Однако львиную его долю составляли предприятия военного комплекса. В итоге на рынок была выброшена огромная денежная масса, но не товары народного потребления. По ориентировочным оценкам, уже в 1970 году - 20 процентов, а в 1979 году - 53 процента сбережений населения представляли собой неудовлетворенный спрос, то есть были фиктивными. В последующие годы объем денежной массы, не имевшей товарного покрытия, постоянно возрастал. Этому способствовала и масштабная денежная эмиссия.

 

В 1991 году денежная эмиссия была больше, чем за предшествующие 15 лет. К концу того же года пустые полки магазинов создавали ощущение полной безнадежности. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы.

Иными словами, Россия в отличие от Китая приступила к реформам в условиях жесточайшего экономического кризиса. "Шоковая терапия" оказалась единственным возможным выходом из сложнейшего положения.

В результате внутренний рынок был довольно быстро восстановлен. Доля городов, в которых в момент регистрации товары (по определенной номенклатуре) имелись в наличии, составила по продовольственным товарам в 1992 году - 50 процентов, 1993 - 70 и в 1994 году - 88 процентов, по непродовольственным товарам соответственно -70, 80 и 92 процента. Происходившее насыщение рынка товарами в сущности свидетельствовало об изменении уровня и качества жизни. Началось возрождение золотого и валютного запасов.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В России произошло падение промышленного производства. Однако его сокращение имело не только отрицательные, но и определенные положительные последствия. В тяжелейшем положении очутился военно-промышленный комплекс, в котором, по разным оценкам, в 1990 году было занято семь-восемь из каждых десяти работников. По различным данным, на долю ВПК приходилось от 50 до 74 процентов промышленного производства. Доля военной продукции в машиностроении подчас превышала 70 процентов.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Хуже всего то, что произошло сокращение производства в гражданских отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. В известной мере оно было неизбежно, так как быстро наладить разорванные в результате распада СССР экономические связи между предприятиями, научиться работать в условиях рынка, организовать производство конкурентоспособной продукции практически невозможно. Другое дело, что государство оказалось не на высоте положения - оно не смогло создать необходимые внешние условия для нормального развития этого сложного процесса.

 

В-третьих, в КНР государство остается главным организатором производства и главным инвестором, определяющим темпы роста экономики и все важнейшие направления ее развития. В России возникла множественность двигателей экономической жизни. Их совокупная мощь превышает былую, только государственную. Задача состоит в том, чтобы эти двигатели заработали в полную силу.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Для этого необходимо решение многих проблем. Назовем только, на наш взгляд, важнейшие.

 

Во-первых, это проблемы государственного строя.

 

Какой быть России - федерацией в декларациях, но централизованным государством на деле, реальной федерацией или фактической конфедерацией?

 

От решения этой проблемы зависит очень многое в экономическом строе общества, в его экономическом законодательстве, в условиях хозяйственной деятельности всех его субъектов.

 

Россия провозглашена федерацией, но фактически она остается централизованным государством.

 

Федеральный центр наделил себя многочисленными полномочиями и закрепил в Конституции России свое право устанавливать дополнительные полномочия себе и субъектам федерации по своему усмотрению.

 

Субъекты федерации не определяли полномочия федерального центра и вынуждены довольствоваться теми, что были им дарованы центром. Приоритет законодательной воли принадлежит федеральному центру, но не субъектам федерации.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Федеральный центр сохраняет у себя право вмешательства во внутренние дела субъекта федерации, хотя на его территории существуют легитимно избранные органы власти. Можно назвать и другие свидетельства незавершенности государственного строительства в России, прежде всего явно обозначившуюся тенденцию к превращению ее в конфедерацию. России необходимо как можно скорее определиться с государственным строем, снять преграды подъему экономики, существующие в этой области. Вековые традиции великодержавия и централизации власти сдерживают процесс демократизации государства и развитие рыночного хозяйства.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В КНР иная ситуация: единое государство по мере развития рыночных отношений стало вводить в практику отдельные элементы федерализма, предоставив отдельным районам (свободным экономическим зонам) исключительные конституционные права и разрешив в рамках одного государства функционирование разных экономических систем, допустив даже возможность сосуществования в одном государстве двух политических и экономических систем (в отношении Гонконга и Тайваня). Опыт КНР свидетельствует о том, что расширение полномочий местных органов власти сыграло выдающуюся роль в ускорении темпов экономического роста, но одновременно породило проблемы согласования их деятельности, организации действенной системы макрорегулирования. Вне всякого сомнения тот же самый эффект будет иметь и развитие федеративных отношений в России.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Наглость у меня есть. а где тяму брать - кто подскажет?

Больных людей, как ты, Жирафа, уже ничего не спасет. Тем более такую старушку, как ты!))
Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Во-вторых, это проблемы создания надежной законодательной базы, призванной обеспечить нормальную повседневную экономическую деятельность всех субъектов хозяйственной жизни. Ее нельзя было создать раньше, так как не существовало экономических отношений многоукладного общества. Из-за медленной работы в законотворческой области Государственную Думу России часто и справедливо критикуют.

 

В КНР в силу существенно большего времени, прошедшего после начала реформ, создана солидная законодательная база новых экономических отношений. Главное для России, пожалуй, состоит в другом - в том, как она создавалась и продолжает развиваться. Заслуживает самого пристального внимания постоянное сочетание экспериментов с обобщением опыта в виде временных законодательных актов и окончательная отработка законов по мере становления новых экономических отношений. Российские законодатели сплошь да рядом стремятся сразу произвести на свет совершенный закон, хотя еще отсутствует необходимый опыт, а в результате безнадежно затягивают законотворческий процесс со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. Обычной является и иная ситуация: экономические отношения уже сложились, выявились и наиболее актуальные проблемы, нуждающиеся в первоочередном законодательном регулировании, но закона нет и работа над его выработкой идет крайне медленно.

 

В-третьих, проблемы стабилизации финансовой ситуации, предельного ограничения инфляционных процессов. Главное - государство должно, наконец, научиться и привыкнуть жить в соответствии со своими доходами.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.

Гість
Ця тема закрита для нових відповідей.

×
×
  • Створити...