Перейти до змісту
Український політичний форум

Ульянов/Ленин : Избранное из ПСС


Гість Дэнa

Рекомендовані повідомлення

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родился 10 апреля (22 апреля по новому стилю) 1870 года в городе Симбирск (современное название города Ульяновск) в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886 гг).

 

Национальный состав семьи В.И. Ленина неоднороден, в нем возможно выделить несколько основных национальностей - русские, евреи, немцы, шведы и даже калмыки и чуваши.

 

У матери В.И. Ленина Марии Александровны Бланк (1835-1916 гг) отца до смены имени звали Израиль Мойшевич Бланк, а после крещения Александр Дмитриевич Бланк.

 

Все члены семьи В.И. Ленина были из небедного сословия, помещики, дворяне.

 

Старший брат В.И. Ленина, Александр, был зачат от одного из больших князей в государстве, и всю жизнь надеялся благодаря родной крови пробиться ко двору, но безуспешно.

 

Это в дальнейшем породило ненависть к царю и царскому режиму, и эта ненависть органично передалась Володе Ульянову-Ленину.

 

С Володей Ульяновым получилось как и всегда в России - отец чуваш, мать еврейка а сыночек, как ни странно получился, русский.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

  • Відповідей 826
  • Створена
  • Остання відповідь

Жизнь Владимира Ильича Ленина в начале была простой и заурядной, если конечно не считать того, что по словам известного юмориста Зощенко, Володя был честным и правдивым, но шкодливым мальчиком и наврал всего один только раз, укокошив хрустальный графин.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Володя Ульянов учился в 1879-1887 гг в Симбирской гимназии, которую закончил с золотой медалью.

 

В 1887 г его старшего брата Александа казнили за покушение на царя.

 

Молодой Ленин долго думал над этим фактом и решил: " Мы пойдем другим путем".

 

Сначала толкователи трудов Ленина думали что эта фраза означает то, что "мы откажемся от такого индивидуального террора" и в принципе они оказались правы.

 

Когда Ленин пришел к власти, за покушение на правителей стали не только казнить покушавшегося, но также уничтожать всю его семью и иногда даже всех его коллег по работе и часть жителей, которым повезло жить с ним рядом.

 

Именно этим другим путем Ленин и вошел в историю. Но вернемся опять к биографии. С 1888 по 1900 гг Ленин занимался всякой различной деятельностью, например работал адвокатом, защищая пролетариев в различных мелких делах о краже мешка с зерном и прочей мелочевки. Но помня о том что они пойдут другим путем , после революции отменил институт адвокатов, как буржуазный пережиток, и начал расстреливать за кражу не только мешка с зерном но и нескольких колосков.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Поняв, что на государственной службе ничего не светит, Владимир Ильич Ленин занялся революционной деятельностью. Начал общаться с подпольными рабочими и в результате после небольшой ссылки в России ему пришлось уехать в Германию, в эмиграцию, которая продолжалась с 1900 по 1905 годы. В эти годы он наконец- то собрался и перефразировал известное изречение Архимеда о точке опоры и о земле. Он таки сказал: Дайте нам организацию революционеров и мы перевернем Россию!

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Прекрасное видится издалека, поэтому Ленин, будучи неравнодушным к России, постоянно околачивался по заграницам. Так например в 1905 году во время революции он был в Швейцарии, и чтобы не упустить свой кусок пирога сразу приехал в фирменной кепочке в Россию, чтобы начать учить рабочих о том как надо жить. Поняв, что в России становится опасно, Ленин в 1906 г скрылся в Финляндии и поехал дальше кататься по европам.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Гуляя по Европам, Швейцариям и Парижам, Володя Ульянов встретил Инессу Арманд и понял, что пора писать свой главный философский труд "Материализм и эмпириокритицизм".

 

Инесса Арманд, бывало, жаловалась Ленину : "Меня хотели послать еще на 100 верст к северу, в деревню Койду. Но во-первых, там совсем нет политиков, а во-вторых, там, говорят, вся деревня заражена сифилисом, а мне это не очень улыбается". Вот так встречаясь с разными женщинами, и в порыве страсти создавая письма и статьи угнетенным людям, регулярно садясь в тюрьму и выходя оттуда под большие залоги, Владимир Ильич Ленин, несмотря на первую мировую войну, гулял до 1917 года.

Владимир Ильич Ленин настолько ушел в свои теоретические изыскания, что революция 1917 года стала полной неожиданностью; Ленин вообще узнал об этой революции из газет.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Пытаясь опять успеть к разделу, Ленин в апломбированном вагоне поехал в Россию. Не смотря на спешку, пробыв в дороге с февраля по апрель, Ленин наконец приехал .

Трудно не согласиться, в феврале в России чертовски холодно...

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

В России Ленин начал активно разваливать армию, государственный строй и все институты власти. При этом старался быть во главе всех стихийных выступлений рабочих. В это время он ночевал в разных местах, пытаясь скрыться от жандармов. Пришлось даже пожить в шалаше на озере Разлив. Но в данном вопросе историки до сих пор расходятся во мнениях. Одни утверждают что Ленин скрывался в Разливе с Инессой Арманд от Надежды Крупской, другие историки утверждают что Ленин скрывался в Разливе вместе с Зиновьевым и от Инессы Арманд и от Надежы Крупской, третьи заявляют, что никто ни от кого не скрывался, просто рыбалка там летом отменная. Так или иначе с первыми холодами Ленин уехал оттуда в Финляндию. То, что он с такой легкостью катался по Европам, потом вышло боком всем жителям России, - после революции выезд за пределы страны был запрещен.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

После революции 1917 года Ленин стал во главе РКП(б) и начал проводить эксперименты. В стране был введен военный коммунизм, затем на смену ему в 1921 году был придуман НЭП - новая экономическая политика. Устав от такой работы, Ленин написал, что Сталин не очень хороший человек и 21 января 1924 в 6 час. 50 мин. вечера отошел от дел навсегда. За заслуги перед отечеством тело В.И. Ленина было выставлено на всеобщее обозрение в мавзолее В.И. Ленина. С тех пор он руководил действиями страны оттуда.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

За всю свою жизнь Владимир Ильич Ленин с того времени, как он научился писать до того времени как он писать разучился (1922 г) написал очень много умных и не очень мыслей, всего получилось на 55 томов полного Собрания Сочинений , которые с небольшими сокращениями здесь публикуются.

 

Одна из главных мыслей, которая пронизывает красной нитью все его работы, - это необходимость быстрого захвата вокзалов, почты, телеграфа, телефона и телевизоров.

 

Кроме того, понимая, что после революции уровень образования и культуры в стране упал катастрофически, В.И. Ленин сказал о том, что из всех видов искусства ему понятно только кино.

 

 

Читайте бессмертное полное Собрание Сочинений В.И.Ленина 5-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1967., предоставленное научно-информационым порталом при djvu библиотеке совместно с проектом Большая Советская энциклопедия (В.И.Ленин) и пытайтесь понять величие этого человека.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

По постановлению Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС выпускает полное собрание Со­чинений В. И. Ленина в 55 томах.

Первое издание Сочинений В. И. Ленина было выпущено по постановлению IX съезда партии в период с 1920 по 1926 год в количестве 20 томов. Всего вышло 26 книг (6 томов состояли из 2 частей), в которых напечатано свыше 1500 произведений В. И. Ленина. Первое издание Сочинений В. И. Ленина было далеко не полным; в него не были включены многие ленинские статьи из газет "Искра", "Пролетарий", "Правда", опубликованные без подписей или под псевдонимами, так как принадлежность их Ле­нину тогда еще не была установлена; не вошли также и другие работы и письма Лени­на.

Второе и одинаковое с ним по содержанию третье издания Сочинений были выпу­щены по постановлению II съезда Советов СССР и XIII съезда партии в период с 1925 по 1932 год. Каждое из этих изданий состоит из 30 томов. В них вошло свыше 2700 произведений В. И. Ленина. Но второе и третье издания Сочинений также были не пол­ными.

Четвертое издание Сочинений В. И. Ленина вышло по постановлению ЦК партии в 1941, 1946—1950 годах. Оно состоит из 35 томов (в том числе два тома писем). В его состав вошло 2927 произведений. По сравнению

с третьим изданием в него включено много новых документов (из них 62 опубликованы впервые). При подготовке четвертого издания текст всех произведений В. И. Ленина был заново сверен с первоисточниками, благодаря чему устранены отдельные ошибки и неточности в расшифровке рукописей В. И. Ленина и опечатки, имевшиеся в преды­дущих изданиях. Многие произведения напечатаны в четвертом издании по новым, бо­лее точным и полным источникам, например, по рукописям вместо печатного текста, по стенограммам вместо кратких газетных отчетов. Ко всему изданию выпущен спра­вочный том в двух частях, включающий предметный, алфавитный и ряд других указа­телей.

Однако в четвертое издание не вошел ряд документов и многие подготовительные материалы, как опубликованные в свое время, так и неопубликованные. Выполняя по­желания подписчиков четвертого издания, Институт марксизма-ленинизма выпускает к этому изданию 10 дополнительных томов.

В полное собрание Сочинений В. И. Ленина, являющееся пятым изданием ленин­ских трудов, входят все материалы, напечатанные в третьем и четвертом изданиях, что составляет более 3000 документов. В собрание Сочинений в хронологической последо­вательности включаются гениальные ленинские труды: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Развитие капитализма в России", "Что делать?", "Шаг вперед, два шага назад", "Две тактики социал-демократии в демократи­ческой революции", "Материализм и эмпириокритицизм", "Империализм, как высшая стадия капитализма", "Государство и революция", "Очередные задачи Советской вла­сти", "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", "О продовольственном налоге", "О кооперации" и другие. В это издание входят статьи В. И. Ленина, печатавшиеся в газетах "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Социал-Демократ", "Правда", в большевистских журналах и сборниках, а также ста­тьи и интервью, опубликованные в разных

органах русской и иностранной печати; войдут также доклады и речи В. И. Ленина на партийных съездах, конференциях, съездах Советов, конгрессах Коминтерна, выступ­ления на заседаниях руководящих центров партии, на массовых собраниях и митингах; листовки, заявления, обращения, программные документы, проекты резолюций, декре­ты, приветствия, автором которых был В. И. Ленин, письма, телеграммы, записки, за­писи разговоров по прямому проводу, анкеты и другие материалы.

Наряду с законченными произведениями в полное собрание Сочинений включаются подготовительные материалы: планы, конспекты, наброски, заметки поправки к доку­ментам, написанным другими авторами а также замечания и пометки В. И. Ленина на книгах, брошюрах и статьях других авторов, выписки из книг, журналов и газет.

В полное собрание Сочинений входят "Философские тетради", "Тетради по импе­риализму" с подготовительными материалами к книге "Империализм, как высшая ста­дия капитализма" и тетрадь "Марксизм о государстве", содержащая подготовительные материалы к книге "Государство и революция".

В виде дополнительных книг к настоящему изданию будут выпущены подготови­тельные материалы к книге В. И. Ленина "Развитие капитализма в России", "Материа­лы по аграрному вопросу", конспект В. И. Ленина, сделанный им при изучении четы­рех томов переписки К. Маркса с Ф. Энгельсом, изданной в 1913 году на немецком языке.

По сравнению с предыдущими изданиями тома пятого издания дополняются новыми материалами, относящимися к периоду "Искры" — письмами В. И. Ленина Г. В. Пле­ханову, Г. М. Кржижановскому, С. И. и И. И. Радченко, В. Д. Бонч-Бруевичу, значи­тельным числом новых ленинских документов, относящихся к кануну и периоду пер­вой русской революции, в том числе некоторыми материалами III съезда партии.

Ряд документов, впервые включенных в Сочинения, характеризует деятельность В. И. Ленина в годы реакции.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Полное собрание Сочинений сопровождается научно-справочным аппаратом, кото­рый должен помочь читателям в изучении трудов В. И. Ленина: общим предисловием ко всему изданию; предисловием к каждому тому с краткой характеристикой историче­ской обстановки, в которой были написаны произведения, вошедшие в том, а также с изложением содержащихся в этих произведениях основных идей В. И. Ленина в их раз­витии. В справочный материал входят также даты жизни и деятельности В. И. Ленина, относящиеся к периоду, охватываемому томом; примечания к историческим событиям, отдельным фактам, органам печати и т. п.; именной указатель с краткими биографиче­скими справками об упоминаемых лицах и указатель литературы, цитируемой и упо­минаемой В. И. Лениным.

Подстрочные примечания содержат переводы иностранного текста, библиографиче­ские ссылки к произведениям В. И. Ленина, которые упоминаются или цитируются в тексте, и варианты наиболее важных разночтений.

Редакционные, заголовки работ В. И. Ленина отмечены в содержании томов звез­дочкой.

Произведения В. И. Ленина содержат неоценимое идейное богатство, представляют поистине неисчерпаемый источник знаний о законах общественного развития, о путях строительства коммунизма. В трудах В. И. Ленина — организатора и вождя Коммунистической партии Советского Союза, основателя Советского социалистического государства — получило дальнейшее разви­тие великое учение марксизма в новых исторических условиях — в эпоху империализ­ма и пролетарских революций, в эпоху перехода от капитализма к коммунизму. В рабо­тах В. И. Ленина нашли дальнейшее развитие все три составные части марксизма — философия, политическая экономия, теория научного коммунизма. В. И. Ленин обога­тил марксизм новыми выводами и положениями, творчески развил его применительно к новой исторической эпохе, в соответствии с новыми задачами, вставшими перед ра­бочим классом и его партией в этот период. В своих бессмертных трудах В. И. Ленин дал ответы на все коренные вопросы, которые поставила перед международным проле­тариатом новая историческая эпоха.

В. И. Ленин создал цельное учение о партии, ее руководящей роли, ее организаци­онных, политических и идеологических основах, стратегии и тактике, ее политике; обосновал интернациональный принцип построения пролетарской партии. Он постоян­но подчеркивал, что без руководства марксистской партии нового типа, вооруженной передовой революционной теорией, рабочий класс не сможет выполнить свою истори­ческую миссию строителя нового, коммунистического общества.

Произведения В. И. Ленина показывают его неустанную борьбу за единство, моно­литность и чистоту рядов партии, за неразрывную связь партии с массами, за строжай­шую партийную дисциплину, последовательное осуществление норм партийной жизни и принципов партийного руководства, главным из которых является коллективность.

В. И. Ленин первый дал глубокий марксистский анализ империализма, как послед­ней стадии капитализма, раскрыл его неразрешимые противоречия. Он показал, что развитие капитализма на этой стадии приобретает в высшей степени неравномерный, скачкообразный характер, и сделал всемирно-исторического значения вывод о том, что в эпоху империализма возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране. Этот гениальный вывод нашел наглядное подтверждение в Великой Октябрьской социали­стической революции и в построении социализма в СССР, в строительстве социализма в странах народной демократии.

Обобщая опыт Великой Октябрьской социалистической революции и раскрывая ее международное значение, В. И. Ленин показал, что ее коренные закономерности и чер­ты являются общими для социалистической революции во всех странах. Большевизм, писал Ленин, дал теорию, программу и тактику для мирового коммунистического дви­жения. "Большевизм годится как образец тактики для всех" (Сочинения, 4 изд., том 28, стр. 270).

В. И. Ленин развил марксистскую теорию государства, теорию диктатуры пролета­риата. Он обосновал, что вопрос о диктатуре пролетариата является главным в учении Маркса. Марксист лишь тот, — разъяснял Ленин, — кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В. И. Ленин подчеркивал, что диктатура пролетариата является высшим типом демократии, подлинной народной де­мократией. В. И. Ленин открыл в Советах, рожденных революционным творчеством рабочего класса России, государственную форму диктатуры пролетариата; при этом он предвидел неизбежность разнообразия политических форм пролетарской диктатуры в зависимости от конкретных исторических условий разных стран, что нашло блестящее подтверждение в режиме народной демократии.

В. И. Ленин разработал программу социалистического строительства в СССР, дал основные указания о путях построения коммунистического общества. Ленинская про­грамма предусматривала социалистическую индустриализацию страны, всемерное раз­витие тяжелой промышленности, электрификацию всего народного хозяйства, преобра­зование сельского хозяйства на социалистических началах, проведение культурной ре­волюции. Осуществление ленинской программы привело к построению социализма в нашей стране, к превращению СССР в могучую социалисти­ческую индустриальную и колхозную державу.

В своих трудах В. И. Ленин разработал вопрос о руководящей роли пролетариата, о союзе пролетариата с крестьянством как решающей силе общественного развития. Со­юз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли рабочего класса он называл самой чудесной силой в мире, которая способна под руководством Коммунистической партии перестроить общество на новых, социалистических началах.

Великий вклад В. И. Ленин внес в разработку национального вопроса. В своих рабо­тах он отстаивал право наций на самоопределение, вплоть до отделения и самостоя­тельного государственного существования. Он постоянно подчеркивал необходимость последовательного проведения принципов пролетарского интернационализма, тесней­шего союза рабочих и крестьян всех национальностей в борьбе за свое освобождение от социального и национального гнета, необходимость непримиримой борьбы против буржуазного национализма и шовинизма.

В. И. Ленин вел и учил вести непримиримую борьбу против буржуазной идеологии, против ревизионистов, оппортунистов — агентов буржуазии в рабочем движении. В. И. Ленин считал оппортунизм главным врагом внутри рабочего движения. Произведения В. И. Ленина отражают его борьбу против "легальных марксистов", "экономистов", меньшевиков, троцкистов, буржуазных националистов, анархистов. Эта борьба имеет громадное международное значение. Через все труды В. И. Ленина проходит также красной нитью его борьба против догматизма, против превращения марксизма в собра­ние застывших положений и формул, оторванных от жизни, от практики.

* * *

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

1897

 

 

 

 

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

Написано осенью 1895 г.Печатается по тексту сборника "Работник"

Впервые напечатано в 1896 г.

в сборнике "Работник" № 1—2

 

 

Какой светильник разума погас, Какое сердце биться перестало !

5-го августа нового стиля (24 июля) 1895 года скончался в Лондоне Фридрих Эн­гельс. После своего друга Карла Маркса (умершего в 1883 г.) Энгельс был самым заме­чательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире. С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизнен­ный труд обоих друзей сделался их общим делом. Поэтому, для того чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения. Маркс и Энгельс первые показали, что рабочий класс с его требованиями есть необходимое порождение современного экономического порядка, который вместе с буржуазией неизбежно соз­дает и организует пролетариат; они показали, что не благожелательные попытки от­дельных благородных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от гнетущих его теперь бедствий. Маркс и Энгельс в своих науч­ных трудах первые разъяснили, что социализм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе. Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства — частная

собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена созна­тельная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть борьба политическая.

Эти взгляды Маркса и Энгельса усвоены теперь всем борющимся за свое освобож­дение пролетариатом, но, когда два друга в 40-х годах приняли участие в социалисти­ческой литературе и общественных движениях своего времени, такие воззрения были совершенной новостью. Тогда было много талантливых и бездарных, честных и бесче­стных людей, которые, увлекаясь борьбой за политическую свободу, борьбой с само­державием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуа­зии и пролетариата. Эти люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали как са­мостоятельная общественная сила. С другой стороны, было много мечтателей, подчас гениальных, думавших, что нужно только убедить правителей и господствующие клас­сы в несправедливости современного общественного порядка и тогда легко водворить на земле мир и всеобщее благополучие. Они мечтали о социализме без борьбы. Нако­нец, почти все тогдашние социалисты и вообще друзья рабочего класса видели в проле­тариате только язву, с ужасом смотрели они, как с ростом промышленности растет и эта язва. Поэтому все они думали о том, как бы остановить развитие промышленности и пролетариата, остановить "колесо истории". В противоположность общему страху пе­ред развитием пролетариата, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на беспре­рывный рост пролетариата. Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как револю­ционного класса, тем ближе и возможнее социализм. В немногих словах заслуги Мар­кса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Вот почему имя и жизнь Энгельса должны быть знакомы каждому рабочему, вот по­чему в нашем сборнике, цель которого, как и всех наших изданий, будить классовое самосознание в русских рабочих, мы должны дать очерк жизни и деятельности Фридриха Энгельса, одного из двух великих учителей современного пролетариата.

Эн­гельс родился в 1820 году в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был фабрикантом. В 1838 году Энгельс семейными обстоятельствами был вы­нужден, не кончив гимназии, поступить в приказчики одного бременского торгового дома. Занятия купеческим делом не помешали Энгельсу работать над своим научным и политическим образованием. Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и про­извол чиновников. Занятия философией повели его дальше. В то время в немецкой фи­лософии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем. Хотя сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе кото­рого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля было революционным. Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное поло­жение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения и развития, приводили тех учеников берлинского философа, которые не хотели ми­риться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с су­ществующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития. Если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно бу­дут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ни­чтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над на­родом? Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической. Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития , от­бросили предвзятое идеалистическое воззрение;

Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны великим немецким философам и в частности Гегелю.

"Без немецкой философии, — говорит Энгельс, — не было бы и научного социализма"

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи... В противоположность Ге­гелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материа­листически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений приро­ды лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловлива­ется развитием материальных, производительных сил. От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих от­ношениях — объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений, идей и законов. Развитие производительных сил создает общественные отношения, опирающиеся на частную собственность, но теперь мы видим, как то же развитие про­изводительных сил отнимает собственность у большинства и сосредоточивает ее в ру­ках ничтожного меньшинства. Оно уничтожает собственность, основу современного общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе социалисты. Социалистам надо только понять, какая общественная сила, по своему по­ложению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и со­общить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи. Такая сила — пролета­риат. С ним Энгельс познакомился в Англии, в центре английской промышленности, Манчестере, куда он перебрался в 1842 году, поступив на службу в торговый дом, од­ним из пайщиков которого был его отец. Здесь Энгельс не только сидел в фабричной конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он тщательно изучил все доступные ему официальные документы. Плодом этих изучений и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: "Положение рабочего класса в Анг­лии". Мы уже упомянули выше, в чем главная заслуга Энгельса как автора "Положения рабочего класса в Анг­лии". И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Энгельс первый сказал, что пролетариат не только стра­дающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находит­ся пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он ста­нет целью политической борьбы рабочего класса.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Вот основные мысли книги Энгельса о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата. И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса.

Социалистом Энгельс сделался только в Англии. В Манчестере он вступил в связь с деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских со­циалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познако­мился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: "Святое семейство, или критика критической критики" . В этой книге, вышедшей за год до "Положения рабочего клас­са в Англии" и написанной большей частью Марксом, заложены основы того револю­ционно-материалистического социализма, главные мысли которого мы изложили выше. "Святое семейство" — шу­точное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа про­поведовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и по­литики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь "критически" созерцает окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направ­ления решительно восстали Маркс и Энгельс. Во имя действительной человеческой личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате. Еще до "Святого семейства" Энгельс напечатал в "Немецко-Французском Журнале"6 Маркса и Руге "Критические очерки по политической экономии"7, в которых с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического поряд­ка, как необходимые последствия господства частной собственности. Общение с Эн­гельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической эко­номией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Время от 1845 по 1847 г. Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные занятия с практическою деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа. Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким "Союзом комму­нистов"8, который поручил им изложить основные начала выработанного ими социа­лизма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый "Манифест Коммунистиче­ской партии" Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат циви­лизованного мира.

Революция 1848 г., разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на родину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической "Новой Рейн­ской Газеты" , издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-демократических стремлений в Рейнской Пруссии. До последней возможности отстаи­вали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно, одолели. "Новая Рейнская Газета" была запрещена, Маркс, потерявший за время своей эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял уча­стие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Там же поселился и Маркс. Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах. До 1870 года он жил в Манчестере, а Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении: они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В 1870 г. Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжа­лась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были — со стороны Маркса — "Капитал", величайшее политико-экономическое произведение нашего века, со стороны Энгельса — целый ряд крупных и мелких сочинений.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Маркс работал над разбором сложных явлений капиталистического хозяйства. Энгельс в весь­ма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные вопросы и разные явления прошлого и настоящего — в духе материалистического по­нимания истории и экономической теории Маркса. Из этих работ Энгельса назовем: полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук) , "Происхождение

* Это удивительно содержательная и поучительная книга. Из нее, к сожалению, на русский язык пе­реведена только небольшая часть, содержащая исторический очерк развития социализма ("Развитие на­учного социализма"11, 2-ое изд., Женева, 1892),"Людвиг Фейербах" (русский перевод с примечаниями Г. Плеханова, Женева, 1892), статья об иностранной политике русского правительства (переведена на русский язык в женевском "Социал-Демо-крате"14 №№ 1 и 2), замеча­тельные статьи о квартирном вопросе15, наконец, две маленькие, но очень ценные ста­тьи об экономическом развитии России ("Фридрих Энгельс о России", перев. на рус­ский язык В. И. Засулич, Женева, 1894)16. Маркс умер, не успев окончательно обрабо­тать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III тома "Капи­тала". В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том (IV том он не успел обработать17). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и III томов "Капитала" Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно, эти два тома "Капитала" — труд двоих: Маркса и Энгельса. Старинные предания рассказывают о разных трога­тельных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука соз­дана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогатель­ные сказания древних о человеческой дружбе. Энгельс всегда — и, в общем, совершен­но справедливо — ставил себя позади Маркса. "При Марксе, — писал он одному ста­рому приятелю, — я играл вторую скрипку"18. Его любовь к живому Марксу и благого­вение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

После движения 1848—1849 гг. Маркс и Энгельс в изгнании занимались не одной только наукой. Маркс создал в 1864 г. "Международное общество рабочих" и в тече­ние целого десятилетия руководил этим обществом. Живое участие в его делах прини­мал также и Энгельс. Деятельность "Международного общества", соединявшего, по мысли Мар­кса, пролетариев всех стран, имела огромное значение в развитии рабочего движения. Но и с закрытием в 70-х годах "Международного общества" объединяющая роль Мар­кса и Энгельса не прекратилась. Наоборот, можно сказать, что значение их, как духов­ных руководителей рабочего движения, постоянно возрастало, потому что непрерывно росло и само движение. После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советни­ком и руководителем европейских социалистов. К нему одинаково обращались за сове­тами и указаниями и немецкие социалисты, сила которых, несмотря на правительст­венные преследования, быстро и непрерывно увеличивалась, и представители отсталых стран, — напр., испанцы, румыны, русские, которым приходилось обдумывать и взве­шивать свои первые шаги. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Маркс и Энгельс, оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо инте­ресовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами. Оба они сделались социали­стами из демократов, и демократическое чувство ненависти к политическому произ­волу было в них чрезвычайно сильно. Это непосредственное политическое чувство вместе с глубоким теоретическим пониманием связи политического произвола с эко­номическим угнетением, а также богатый жизненный опыт сделали Маркса и Энгельса необычайно чуткими именно в политическом отношении. Поэтому героическая борьба малочисленной кучки русских революционеров с могущественным царским правитель­ством находила в душах этих испытанных революционеров самый сочувственный от­звук. Наоборот, поползновение ради мнимых экономических выгод отворачиваться от самой непосредственной и важной задачи русских социалистов — завоевания полити­ческой свободы — естественно, являлось в их глазах подозрительным и даже прямо считалось ими изменой великому делу социальной революции.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

"Освобождение пролетариата должно быть его собственным делом", — вот чему постоянно учили Маркс и Энгельс . А для того, чтобы бороться за свое экономическое освобождение, пролетариат должен завоевать себе известные политические права. Кроме того, и Маркс и Энгельс ясно видели, что и для западноевропейского рабочего движения поли­тическая революция в России будет иметь огромное значение. Самодержавная Россия всегда была оплотом всей европейской реакции. Необыкновенно выгодное междуна­родное положение, в которое поставила Россию война 1870 года, надолго поселившая раздор между Германией и Францией, конечно, только увеличило значение самодер­жавной России как реакционной силы. Только свободная Россия, не нуждающаяся ни в угнетении поляков, финляндцев, немцев, армян и прочих мелких народов, ни в посто­янном стравливании Франции с Германией, даст современной Европе свободно вздох­нуть от военных тягостей, ослабит все реакционные элементы в Европе и увеличит си­лу европейского рабочего класса. Вот почему Энгельс и для успехов рабочего движе­ния на Западе горячо желал водворения в России политической свободы.

Русские рево­люционеры потеряли в нем своего лучшего друга.

Вечная память Фридриху Энгельсу, великому борцу и учителю пролетариата!

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ, ВЗИМАЕМЫХ С РАБОЧИХ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ21

 

Написано осенью 1895 г.

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ШТРАФЫ?

Если спросить рабочего, знает ли он, что такое штрафы, то он, пожалуй, удивится такому вопросу. Как же ему не знать штрафов, когда постоянно приходится платить их? Об чем тут спрашивать?

Но это только кажется, будто тут нечего и спрашивать. А на самом деле большинст­во рабочих не имеет правильного понятия о штрафах.

Обыкновенно думают, что штраф это — платеж хозяину за убыток, причиненный ему рабочим. — Это неверно. — Штраф и вознаграждение за убыток — две различные вещи. Если один рабочий причинил какой-нибудь убыток другому рабочему, — он мо­жет требовать вознаграждение за убыток (напр., за испорченную материю), но не мо­жет оштрафовать его. Точно так же, если один фабрикант причинит убыток другому (напр., не поставит в срок товара), то фабрикант может требовать вознаграждение, но не может оштрафовать другого фабриканта. — Вознаграждения за убыток требуют от человека равного, а штрафовать можно только человека подчиненного: Поэтому возна­граждение за убыток надо требовать судом, а штраф назначается хозяином без суда.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Штраф назначается иногда в таких случаях, когда никакого убытка хозяину не было: напр., штраф за курение табака. Штраф есть наказание, а не вознаграждение за убыток. Если рабочий, скажем, заронил при курении и сжег хозяйскую материю, то хозяин не только оштрафует его за курение, но еще сверх того вычтет за сожженную материю. На этом примере ясно видно отличие штрафа от возна­граждения за убыток.

Назначение штрафов — не вознаграждать за убыток, а создать дисциплину, т. е. подчинение рабочих хозяину, заставить рабочих исполнять хозяйские приказания, слушаться его во время работы. — Закон о штрафах так и говорит: штраф есть "денеж­ное взыскание, налагаемое в видах поддержания порядка собственной властью заве­дующих фабрикой". И величина штрафа зависит поэтому не от величины убытка, а от степени неисправности рабочего: штраф тем больше, чем больше неисправность, чем крупнее неповиновение хозяину, отступление от хозяйских требований. Если кто идет работать на хозяина, то понятно, что он становится человеком подневольным; он дол­жен хозяина слушаться, и хозяин его может наказывать. — Крепостные крестьяне ра­ботали на помещиков, и помещики их наказывали. — Рабочие работают на капитали­стов, и капиталисты их наказывают. — Разница вся только в том, что прежде подне­вольного человека били дубьем, а теперь его бьют рублем.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Против этого, пожалуй, возразят: скажут, что общая работа массы рабочих на фаб­рике или заводе невозможна без дисциплины: необходим порядок в работе, необходимо следить за этим порядком и наказывать нарушителей. Поэтому, скажут, штрафы берут­ся не потому, что рабочие — народ подневольный, а потому, что совместная работа требует порядка.

Такое возражение совершенно неправильно, хотя с первого взгляда оно могло бы ввести в заблуждение. Приводят это возражение только те, кто хочет скрыть от рабочих их подневольное положение. Порядок, действительно, необходим при всякой общей работе. Но разве необходимо, чтобы люди работающие подчинены были произволу фабрикантов, т. е. людей, которые сами не работают и сильны только потому, что за­брали в руки все машины, орудия и материалы? Общей работы нельзя вести без поряд­ка, без того, чтобы все подчинялись этому порядку; но общую работу можно вести и без подчинения рабочих фабрикантам и заводчикам.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Общая работа требует, действительно, наблюдения за порядком, но она вовсе не требу­ет, чтобы власть наблюдать за другими доставалась всегда тому, кто сам не работает, а живет чужим трудом. — Отсюда видно, что штрафы берутся не потому, что люди ведут общую работу, а потому, что при теперешних капиталистических порядках весь рабо­чий люд не имеет никакой собственности: все машины, орудия, сырые материалы, зем­ля, хлеб находятся в руках богачей. Рабочие должны продаваться им, чтобы не умереть с голоду. А продавшись, они, разумеется, уже обязаны подчиняться им и терпеть от них наказания.

Это должен уяснить себе каждый рабочий, который хочет понимать, что такое штрафы. Необходимо знать это, чтобы опровергнуть обыкновенное (и очень ошибоч­ное) рассуждение, будто штрафы необходимы, так как без них невозможна будто бы общая работа. Необходимо знать это, чтобы уметь объяснить каждому рабочему, чем отличается штраф от вознаграждения за убыток и почему штрафы означают подне­вольное положение рабочих, подчинение их капиталистам.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

КАК ПРЕЖДЕ НАЛАГАЛИСЬ ШТРАФЫ И ЧЕМ БЫЛИ ВЫЗВАНЫ НОВЫЕ ЗАКОНЫ О ШТРАФАХ?

 

Законы о штрафах существуют недавно: всего девять лет. До 1886 года не было ни­каких законов о штрафах. — Фабриканты могли брать штрафы за что хотели и в каком угодно количестве. Фабриканты брали тогда штрафы в безобразных размерах и нажи­вали на штрафах громадные доходы. — Штрафы назначались иногда просто "по ус­мотрению хозяина", без указания причины штрафа. — Штрафы доходили иногда до половины заработка, так что рабочий из заработанного рубля отдавал хозяину пятьде­сят копеек в виде штрафов. — Бывали такие случаи, что сверх штрафов назначалась еще неустойка; напр., 10 рублей за оставление фабрики.Всякий раз, когда у фабрикан­та дела шли плохо, —

ему ничего не стоило сбавить плату вопреки условию. — Он заставлял мастеров строже брать штрафы и браковать товар: выходило на то же, как если бы рабочему сбавили плату.

Долго терпели рабочие все эти притеснения, но по мере того, как более и более раз­вивались крупные заводы и фабрики, особенно ткацкие, вытесняя мелкие заведения и ручных ткачей, — возмущение рабочих против произвола и притеснений становилось все сильнее. Лет десять тому назад в делах купцов и фабрикантов наступила заминка, так называемый кризис: товар не шел с рук; фабриканты несли убытки и стали еще сильнее налегать на штрафы. Рабочие, заработки которых и без того были плохи, не могли уже снести новых притеснений, и вот в губерниях Московской, Владимирской и Ярославской начались в 1885—1886 годах рабочие бунты. Выведенные из терпения ра­бочие прекращали работу и страшно мстили притеснителям, разрушая фабричные зда­ния и машины, иногда поджигая их, избивая администрацию и т. п.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Особенно замечательна из всех этих стачек — стачка на известной Никольской ма­нуфактуре Тимофея Саввича Морозова (в местечке Никольском, у станции Орехово, Московско-Нижегородской ж. д.). С 1882 года Морозов стал сбавлять плату, и до 1884 года было пять сбавок. В то же время становились все строже и строже штрафы: по всей фабрике они составляли почти четверть заработка (24 копейки штрафов на зарабо­танный рубль), а иногда доходили у отдельных рабочих до половины заработка. Чтобы скрыть такие безобразные штрафы, контора в последний год перед погромом поступала так: тех рабочих, у которых штрафы достигали половины заработка, она заставляла брать расчет, а потом хоть в тот же день рабочие эти могли опять поступать на работы и получать новую книжку.

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Посредством этого книжки, где были записаны очень уж большие штрафы, уничтожались. — При прогулах вычитали 3 дня за один прогульный день, за курение штрафовали по 3, 4 и 5 руб. за раз. Выведенные из терпения, рабочие 7 января 1885 г. бросили работу, и в течение нескольких дней разгромили фабричную лавку, квартиру мастера Шорина и некоторые другие фабричные здания. Этот страшный бунт десятка тысяч рабочих (чис­ло рабочих доходило до 11000 человек) чрезвычайно напугал правительство: в Орехо­во-Зуево явились тотчас же войска, губернатор, прокурор из Владимира, прокурор из Москвы. — Во время переговоров со стачечниками из толпы были переданы начальст­ву "условия, составленные самими рабочими".

Посилання на коментар
Поділитись на інших сайтах

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.


×
×
  • Створити...